Заведующий кафедрой: Рыбаков Николай Сергеевич, доктор философских наук, профессор.
Тел.: 75-38-61
Кафедра философии за время своего существования претерпела изменения
как в названии и структуре, так и в корпусе преподаваемых дисциплин. В
1935 г. в Псковском педагогическом институте была создана кафедра
марксизма-ленинизма, которая отвечала за преподавание курса истории
КПСС, основ марксистко-ленинской философии (диалектического и
исторического материализма) и научного атеизма. В 1963 г. кафедра
марксизма-ленинизма разделилась на две: кафедру истории КПСС и кафедру
исторического и диалектического материализма и политической экономии. С
1965 г. в преподавание вводится новый предмет: «Теория научного
коммунизма». С 1971 г. кафедра называется кафедрой философии,
политэкономии и научного коммунизма. С 1979 г. вводится преподавание
этики. В 1981 г. происходит очередная реорганизация кафедры
–организована кафедра философии и научного коммунизма. К имеющимся
дисциплинам добавилась логика. С 1990 г. получила новое название –
кафедра философских наук. Студентам стали читать следующие предметы:
философия, русская философия, социология, религиоведение, этика,
эстетика, политология, история политических учений, культурология. С
2005 г. по настоящее время кафедру философии возглавляет доктор
философских наук, профессор Н.С.Рыбаков. Под руководством Н.С.
Рыбакова — научном и профессиональном — работает коллектив
высококвалифицированных преподавателей гуманитарного профиля.
Кадровый состав:
доктор философских наук профессор – Н.С. Рыбаков
кандидаты философских наук, доценты – Г.В. Петров, Н.А. Рыбакова, Л.С. Щенникова, Н.А. Ярмолич, З.В. Оловянникова.
Научная школа кафедры философии: Человек и общество в контексте
глобальных трансформаций. Основатель и научный руководитель научной
школы – доктор философских наук, профессор Н.С. Рыбаков. Основные
направления исследований: неклассическая онтология, мировоззрение и его
формирование в современную эпоху постмодернизма, сущность человека и
проблемы старости, параметрическая модель образования, современная
эпистемология и методология, красота как эстетическая ценность в русской
философии, политическая деятельность современного общества и культура,
социология культуры в современную эпоху глобализации.
Издания и публикации:
Рыбаков Н.С. Логика: программа и практикум / Псков: ПОИПКРО, 2007.;
Рыбаков Н.С. Cogito. Избранные работы по философии / Псков:
Издательство АНО «Логос», 2008.; Рыбаков Н.С. Мировоззрение как контекст
осмысления образования / Мир образования – образование в мире. – 2008. –
№ 2.;
Рыбаков Н.С. Идентичность через образование Наука. Философия. Общество.
Материалы V Российского философского конгресса. Том III. – Новосибирск,
2009.
Петров Г.В. Идеальное как явление субъективной реальности /Вестник ПГПУ. – Вып. 3. Псков: ПГПУ, 2008.
Ярмолич Н.А. Социология. Учебное пособие для студентов заочного
обучения / Псков: ПГПУ, 2007.; Ярмолич Н.А Политология.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения. Псков:
ПГПУ, 2007.
Рыбакова Н.А. Введение в этику: Краткий курс лекций / Псков: АНО
«Логос», 2009.; Рыбакова Н.А. О деформации современной социальной
старости / Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского
философского конгресса. Том II. – Новосибирск, 2009.
Щенникова Л.С. Философия. Учебное пособие / Псков: ПГПУ, 2009.;
Щенникова Л.С. Идеи философии русского космизма в изобразительном
искусстве начала XX века/ Наука. Философия. Общество. Материалы
V Российского философского конгресса. Том II. – Новосибирск, 2009.
1. Пути формирования мировоззрения современного студента
посредством гуманитарных наук (философии, этики, эстетики,
культурологии)
2. Роль гуманитарного образования в становлении человека как личности и гражданина
3. Философия и социология образования
4. Эпоха постмодерна. Тенденции глобализации в экономике, политике, культуре российского общества
5. Особенности функционирования современного российского общества: политика, экономика, культура.
6. Тенденции трансформации мировоззрения в условиях информационного общества
7. Особенности трансформации ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Философский и социологический аспект.
8. Трансформация природы человека в современную эпоху
9. О модернизации образования в современной России и Европе